Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста

Одним из способов обогащения словаря, важнейших показателей   богатства великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке. Синонимы – слова, различные по своему звучанию, но близкие по своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками.  Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова. Употребление в речи синонимов делает речь каждого человека богаче, ярче, разнообразнее, выразительнее, точнее, осмысленнее, глубже и содержательнее.

Главным источником обогащения словарного запаса ребенка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества русского народа. Познакомьте ребенка с творчеством А.С. Пушкина, прочитайте стихотворения « Унылая пора! Очей очарованье!…», «Уж небо осенью дышало…», «Зимний вечер». Дети очень любят слушать сказки – русские народные сказки «Снегурочка», «Зимовье зверей», «Морозко» и т.д. После прочтения произведения, побеседуйте с ребенком о его содержании. Если это природное явление, обратите внимание на то, какие слова автор использовал при  его описании. Если это рассказ или сказка,  попросите ребенка назвать героев произведений и рассказать,  какие они по характеру, поведению.

                 Игры и упражнения на подбор синонимов:

  1.               Упражнение «Как сказать по-другому?»

Взрослый называет слово и предлагает ребенку сказать его по-другому, подобрать похожее слово:

  • отыскать — …(найти), зябнуть — …(мерзнуть), шалить — …(баловаться),прощать – …(извинять), реветь — …(плакать), бросать — …(кидать), мчаться- …(нестись);
  • смелый —   …(храбрый), ароматный — …(душистый),веселый — …(радостный),горячий — …(жаркий), грустный — …(печальный), большая — …(крупная);
  • враг — …(противник),еда –…(пища), тишина -…(безмолвие), холод — …(стужа).
  1. Упражнение «Кто больше».

Упражнение можно провести в форме соревнования. Кто больше подберет похожих слов к данному слову. За каждое правильно подобранное слово – фишка. У кого фишек больше, тот выигрывает.

  •   ароматный – душистый, пахучий, благоухающий, благовонный;
  • бить – ударять, колотить, избивать, стегать, хлестать;
  • блестит – сияет, сверкает, светится, искрится, блистает;
  1.                   Более сложное упражнение  «Закончив предложение, скажи иначе»  –

закончить предложение, выбрав более близкое по значению прилагательное:

  • этот дом большой, а тот… (огромный);  
  • мальчик молчаливый, а девочка…(неразговорчивая);
  • вчера день был теплый, а сегодня… (жаркий);
  1. Игра «Подбери слово»

                   Игровые действия:

                Взрослый показывает изображение  или игрушку мальчика, и говорит,

                 что мальчик шел по лесу и думал: «Я – мальчик. Идет кто? Мальчик. Я живой. Но ведь идти может и поезд. Идет что? Поезд. Так недолго и запутаться». Затем взрослый предлагает ребенку помочь мальчику:

придумать свои слова о которых можно сказать «идет» (поезд, пароход, время, письмо, человек, дождь);

«бежит» (человек, молоко, ручей, собака, тропинка);

«летит» (самолет, птица, облако, пух, воздушный шар, бабочка);

«сидит» (человек, кошка, росток).

Логопед Баранова О.М.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *