Страничка психолога: «Сказкотерапия»

                                                                                                              Сказка – быль, да в ней намёк…

         Терапевтические сказки творят настоящие чудеса. Они способны решать детские проблемы и справляться с возникающими жизненными трудностями.  Терапевтические сказки для подростков помогут бороться с определенными трудностями и почувствовать себя самостоятельной личностью. Они предназначены для детей в возрасте от 9 до 16 лет. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок читая или слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Поскольку сказка – многогранный материал, ее можно применять в психологической работе, используя тот ракурс, который наиболее соответствует психокоррекционным и психодиагностическим целям.

         Задачи сказкотерапии:

  • раскрытие личностного потенциала и самореализация;
  • коррекция страхов;
  • поиск смысла жизни.

         В сказкотерапии применяют следующие виды сказок:

  1. Народные сказки: волшебные, сказки о животных, бытовые: «Царевна-лягушка», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», «Баба-яга», «Кощей Бессмертный», «Иван-царевич и Царя-девица», «Кот, петух и лиса», «Волк и коза», «Кот и Лиса», «Петушок – золотой гребешок», «Каша из топора», «Барин и мужик».
  2. Авторские художественные сказки. Они более насыщенны образами, переживаниями, могут помочь выявить внутренние чувства. (Примеры: сказки Андерсена).
  3. Дидактические сказки. С их помощью дети могут быстро и легко усвоить учебный материал.
  4. Медитативные сказки. В них нет злых героев и конфликтов. Цель медитативных сказок — заложить понятия «идеальных» отношений с окружающими миром, людьми. Такие сказки помогают снять стресс и расслабиться.
  5. Психокоррекционные сказки или психотерапевтические истории. Они помогают мягко проводить коррекцию поведения ребенка. Подходят для детей до 13-летнего возраста. Они помогают в решении конкретной проблемы.
  6. Психотерапевтические сказки помогают решать следующие сложные личностные проблемы: внутренние конфликты, поиск смысла жизни, поиск своего места в жизни. Также они эффективны в работе с психосоматическими болезнями.

Вид сказки для проведения сказкотерапии подбирается в зависимости от возраста ребенка:  Дети дошкольного возраста лучше понимают сказки о животных, а также рассказы про взаимоотношения людей и животных. Они легко отождествляют себя с животными, а свои поступки с их поступками.  Для школьников  подойдут новеллистические сказки с бытовой направленностью, притчи и басни, которые помогают справиться с различными конфликтами в обычной жизни. Застенчивым или приемным детям, а также ребятам с низкой самооценкой и недостатком родительского внимания и любви подойдут волшебные сказки, в основе сюжета которых необыкновенные превращения и трансформации.  

                                      Сказка для преодоления страха  «Мой друг – дракон»

      У меня есть знакомая девочка по имени Дарья. Мама и папа зовут ее Даша, а старший брат — Трусишка. Год назад, когда Дарья была совсем маленькой девочкой, старший брат рассказал ей сказку о непобедимом трехголовом Драконе. Это чудище никто не мог победить, ни смелые богатыри, ни злые колдуны, ни добрые волшебники. Дракон был бессмертен. Если ему рубили голову, на ее месте вырастали три новые. Это была очень страшная сказка. С тех пор Даша плохо спала. Каждую ночь ей снился один и тот же сон, что к ней в спальню врывается огнедышащий Дракон и… Даша в ужасе просыпалась. Девочка ни разу не сумела досмотреть это сновидение до конца, так ей было страшно. Когда Дарья рассказала мне свой сон, я вспомнила, что все драконы — большие сластены, они очень любят конфеты и печенье. Мы договорились с Дашей оставить перед сном на тумбочке возле кровати блюдо со сластями и досмотреть сон до конца. На следующее утро Дарья рассказала мне продолжение сна. Когда Дракон ворвался в комнату и уже хотел на нее накинуться, он увидел блюдо с конфетами и печеньем. Дракон осторожно подошел к тумбочке и начал набивать свой рот сластями. После того как все было съедено, он тихо прошептал: «Даша, ты самая лучшая девочка на свете. Ты одна не стала рубить мою голову, а накормила конфетами и печеньем. Теперь я — твой друг. Никого и никогда не бойся, с сегодняшней ночи твой сон охраняет Дракон». После той ночи Дашу перестали беспокоить ночные кошмары.

                       Педагог-психолог Красоткина К.В.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *